0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Я видел прыжки интерференционной картины просто от звука голоса, например. Чтобы удержать картину неподвижной, нужны специальные меры - лаборатория в подвале, стол из гранитной плиты на мягких подушках и т.д.
Апофения и парейдолия. Никакой взаимосвязи нет, смещения спекла просто случайны. Более того, скорее всего речь шла не о смещении, а о полной смене всей картинки, а потом в новой картинке как-то ухитрились углядеть сходство со старой (которого на самом деле не было).
Уважаемый Gall, спасибо за ответ. Вы пишете:ЦитироватьЯ видел прыжки интерференционной картины просто от звука голоса, например. Чтобы удержать картину неподвижной, нужны специальные меры - лаборатория в подвале, стол из гранитной плиты на мягких подушках и т.д.В вышеописанном опыте чувствительность относительно невысокая, поэтому никаких ухищрений вроде гранитных плит на подушках не требуется, достаточно весьма примитивной настольной установки, см. фото. Схема также работает и на свету. Черная или белая бумага (неважно), формирующая спекл-картину приклеена по кольцу нижнего держателя.
спекл-картинка движется непрерывно и плавно при поднесении руки
Опыт обладает 100% повторяемостью, его легко реплицировать в домашних условиях.Могли бы Вы как-то это прокомментировать?
Еще: бумага - штука гигроскопичная, а рука - штука влажная. Сильно влажная. Бумага гарантированно прогибается от влаги руки, это тоже меняет расстояние (волосяной гигрометр знаете? бумага ничем не хуже волоса). Замените бумагу на черный пластик, или наклейте на стекло (по всей поверхности, без пузырей), или пропитайте воском, или еще что-нибудь в том же духе придумайте. На руку перчатку наденьте, а на лицо - марлевую маску, чтобы не дышать в сторону прибора. Он все это чувствует.
Я тут вижу минимум три картины, наложенных друг на друга. Вторая движется противоположно первой, более яркой, а третья - вправо. На самом деле картин еще больше, просто разглядеть не удается. Какое из движений "правильное"?
Уважаемый Gall, ваши рекомендации абсолютно верны. Отвечаю по порядку. Прежде всего, установка на фото - не моя, а авторов идеи. Данный девайс, названный авторами "спеклоскоп" конечно, делался по всем перечисленным вами правилам с учётом жёсткости конструктива, а предоставленное фото - всего лишь рабочая иллюстрация идеи. Однако, и при жёстком, качественном изготовлении установки эффект точно такой же. Поверьте на слово, штативы тут ни при чём, и те, кто проводил эти опыты - грамотные люди.
Вы абсолютно правы насчёт гигроскопичности бумаги. Именно это я в первую очередь, и представил авторам как доказательство ошибочности их выводов. Зачем применять в столь ответственном месте такой отвратительный материал, как бумага? Всё же ясно, как день, деформация рассеивателя под действием влажности и температуры. Оптический гигрометр. Вы предвосхитили мой вывод.
Но однако, всё оказалось не так просто. Да, был испробован целый ряд материалов рассеивателя, в том числе и разные тонкие пластики, и даже металл - работает всё, но с разной степенью эффективности. Бумага, несмотря на ряд недостатков, работает лучше всего.
Обратите внимание на реверс движения картинки.
А на десерт нечто интересное - защитим рассеиватель от влияния влажности, выделяемой рукой, хорошей влагонепроницаемой перегородкой (Использовались сплошные тефлоновые пленки (это не ФУМ) толщиной около 50 микрон) - эффект всё равно сохраняется, пусть и с ослаблением. Каково?
Это означает, что бумажка - не единственный элемент, вызывающий эффект в схеме. Проблем тут много: деревянный стол, длинные держатели, даже краска на штативах (детали соприкасаются через краску, и нельзя поручиться, что эта краска не меняет толщину от чего-нибудь там). Что конкретно и на каких установках авторы делали - не очень ясно, но то, что показать такую вот конструкцию из штативов на фото считается "нормальным" даже в качестве иллюстрации - это вызывает уже очень много вопросов.
Известно, что если на диффузный свет наложить плоскую когерентную волну, или другоe полe, имеющее, скажем, спекл-структуру, то это приведет к очень существенным изменениям в поведении общей картины спеклов (Короленко, 1997;Слабко, 1997;Тарлыков и др., 2002; Рябухо, 2006). Из-за интерференции наложенных полей формируется качественно другая картина, которая называется спекл-интерферограммой. В нашем случае такую спекл-интерферограмму можно реализовать, если на небольшом расстоянии от рассеивающей поверхности со стороны светового потока установить стеклянную пластину или матовое стекло. Эксперименты показали, что при приближении к неосвещенной стороне черной бумаги неживых предметов, имеющих температуру окружающей среды, картина спеклов опять не меняется. Однако при приближении биологических систем - формируется выраженное “кипение” спекл-поля. Причину “кипения” легко объяснить, если учесть, что спекл-поля, которые формируются при рассеянии света от черной бумаги и от поверхности стеклянной пластины характеризуются не только случайным распределением интенсивности света, но также и хаотическим распределением фазы (Ульянов, 1999; Рябухо, 2006). При наложении двух спекл-полей проявляется их фазовая структура и меняется характер результирующего поля. Приближение биологического объекта к неосвещенной стороне черной бумаги приводит к относительному поступательному смещению спекл-полей черной бумаги и стеклянной пластины. А поскольку разность фаз интерферирующих лучей при этом будет хаотично меняться, это приведет к изменению интенсивности света в различных точках наблюдения, что на экране телевизора или монитора визуально выглядит как “кипение” спекл-поля.
Что является четким указанием на то, что мы имеем как минимум ДВА независимых воздействия. А с учетом того, что движение еще и неравномерно, с паузами, скорее всего вообще три или больше. Похоже на конкуренцию нескольких явлений или нескольких нагревов разных частей схемы.
Что можно совершенно точно сказать: рассеиватель здесь - не главный "чувствительный" элемент. Закрывать надо руку. Также - пробовать менять влажность искусственно. Или вообще взять кота со стороны спины, у кошек нет потовых желез, зато температура высокая.
Уважаемый Gall, всё описанное вами совершенно справедливо для точных оптических инструментов. Просто мы говорим о разных вещах, отсюда и недоумение. Данная установка не имеет никакого отношения ни интерферометрам, ни к гироскопам, поэтому для воспроизведения описанного эффекта никаких особых ухищрений в плане жёсткости не требуется.
Нет тут и "адовой чувствительности"
и любой заинтересованный может в этом убедиться, не вставая со стула. Возьмите слабую лазерную указку, закрепите её так, чтобы луч падал на тёмный матовый предмет, и наблюдайте спекл-картину. Не шевелитесь. Если теперь медленно двигать головой , то с той же скоростью будет двигаться и спекл-картинка. Вы меня понимаете? Надеюсь, теперь вопросы о штативах и краске закрыты
Вы правы, - во втором ролике с поднесением тёплого неживого предмета автор делал это рукой, а надо было бы использовать какой-нибудь держатель. Поэтому картинка сначала качнулась вверх, а затем поползла вниз. Тоесть, было одновременно два воздействия.
Забегая вперёд, скажу, что другой вариант "спеклоскопа" без камеры чувствует приближение человека с расстояния 5-6 метров (!)
Забегая вперёд, скажу, что другой вариант "спеклоскопа" без камеры чувствует приближение человека с расстояния 5-6 метров (!) Что до закрывания руки - все материалы ослабляют эффект, но в разной степени, об этом чуть позже.
Вы заблуждаетесь. Любая оптическая конструкция является точным инструментом просто потому, что длина волны света - полмикрона, и эта длина не станет больше, даже если нам точность "не требуется". Конструкции, собранные недостаточно точно, продуцируют артефакты - ложные эффекты, обусловленные несовпадением желаемой и действительной конструкции. В частности, они реагируют на посторонние воздействия, на которые мы не ожидаем реакции.
Вопросы будут закрыты тогда, когда удастся не просто получить картину (что ее получать-то, она получается всегда сама в любой схеме как посторонний эффект и очень сильно мешает работать, у любого оптика эти спеклы уже в печонках сидят), а удержать ее абсолютно неподвижной в течение хотя бы часа так, чтобы она не двигалась от хождения вокруг установки, от перекладывания предметов по столу и прочего.
Провокационный вопрос: кольца круглые, схема симметрична, чем же тогда определяется направление движения и как предсказать направление в новой, ни разу не испытанной схеме?
Еще одна вещь. Давайте посмотрим на эффект с другой стороны. Первое, что бросается в глаза: он медленный. Мы подносим объект, реакция происходит постепенно.Какие медленные явления мы знаем? Их не так много. Нагрев и охлаждение предметов, и "химическое семейство": диффузия, сорбция, испарение, некоторые реакции - в общем, все случаи, когда явление вызвано веществом, атомами, которым надо преодолеть некую преграду. Вот в этих явлениях как раз и бывает, что что-то медленно ползет, сильно отставая от действий экспериментатора.
Всё зависит от конечной цели использования - от этого зависит будут ли мешать артефакты или нет.
В данном случае уровень быстрого воздействия "полезного сигнала" от руки или поднесённого к рассеивателю тёплого предмета на порядки превышает медленные артефакты от вибраций и деформаций.
Для долговременной посуточной регистрации, авторы и делали спеклоскоп "по всем правилам" жёсткости и также обнаружили кое-что интересное, но это другая история.
Оказывается , бумага-то оптически анизотропна, я этого не знал...
"В первых экспериментах, когда в качестве источника света использовалась лампочка накаливания или светодиод, было обнаружено, что при приближении различных биологических объектов к сенсору "Биоскопа" амплитуда регистрируемых сигналов меняется в разной степени. Наибольшее изменение амплитуды характерно для ладони человека (рис.3в). На приближение неживого объекта, имеющего температуру окружающей среды, "Биоскоп" не реагирует (рис.3г). Вместе с тем, приближение неживого нагретого предмета приводит к отклонению сигнала в сторону, противоположную случаю приближения биологической системы (рис.3д)"